Особенности функционирования IT-инфраструктуры в гостиничном бизнесе

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Особенности функционирования IT-инфраструктуры в гостиничном бизнесе

Автор: Грицай Дмитрий, Старший инженер АСУ Отель Савой

Основываясь на своём опыте работы в московском отеле, могу сказать, что многие IT-проектировщики пренебрегают отказоустойчивыми решениями еще на стадии проектировки. Обычно это мотивируется, как всегда, сокращением расходов, уменьшения совокупной стоимостью парка владения компьютерной техникой и сокращением рабочего персонала. В среднем схема IT-инфраструктуры отелят выглядит следующим образом:

Разумеется, эта схема весьма имеет весьма абстрактный характер.

Как правило, ядром системы являются серверы POS (Point Of Sales) и HMS (Hotel Management System) – первый программный продукт отвечает за работу ресторанной системы, второй – за гостиничные сервисы, например, номерной фонд и бронирование. Отдельный сервер отвечает за биллинговые системы, например, телефонию и системы платного телевидения и Интернета. Еще один сервер служит своего рода связующим звеном между POS/HMS и биллинговыми системами. Они могут быть реализованы как физически, так и в виде виртуальных машин. В целом вышеперечисленные серверы являются вычислительным ядром гостиницы и при выходе из строя могут привезти к остановке бизнес-процессов и значительным убыткам. Поэтому принципы избыточности, отказоустойчивости и надежности должны быть применены к ядру в полной мере.

При закупке серверов мы должны учитывать, что средний срок жизни (lifetime) компьютерного оборудования – 7 лет, после чего, оно, как правило снимается с поддержки и выпуск комплектующих для него прекращается. За это время программное обеспечение может обновится или поменяться десятки раз, в том числе могут возрасти системные требования.

Пример из практики – для гостиницы были закуплены несколько серверов HP DL120G6. На момент покупки это было одно из самых бюджетных решений, к тому же от известного производителя. Серверы работали под управлением Windows Server2008 и поддерживали максимум 16 Гб оперативной памяти. Ввиду высоких цен на накопители с интерфейсом SAS выбор был остановлен на обычных SATA жестких дисках, объединенных в RAID1, причем ОЗУ основного контроллера домена составляло всего 4Гбайт. Далее системным администратором было принято решение внедрить KasperskySecurityCenter 10 с функцией системного администрирования (системные требования этого продукта, заявленные производителем, очень сильно отличаются от реальных). Под KSC был выделен раздел объемом 100 Гбайт. Как показала практика, на разделе не осталось свободного места уже через 10 дней эксплуатации, а оперативной памяти категорически не хватало – для корректной работы системы необходимо 32 Гбайт ОЗУ и не менее 500 ГБ свободного дискового пространства. В результате при неправильном выборе серверной платформы расходы только увеличились, так как пришлось покупать новый сервер, а старый просто списать.

Так что системы начального уровня покупать настоятельно не рекомендуется. Необходимо обратить внимание на интерфейсы и по возможности избавляться от SCSI, RS-232 (com) и прочие стандарты, отживающие свой век. То же самое касается операционных систем – при покупке лицензий обязательно обращайте внимание на сроки стандартной и расширенной поддержки. Если они подходят к концу, следует обратить внимание на более новые версии.

В случае с сервисами mission-critical крайне целесообразным представляется их кластеризация. Решение — это дорогостояще, поэтому желательно сравнить размер убытков от простоя системы с расходами на аппаратное обеспечение. Физически отказоустойчивый кластер представляет собой минимум два физических сервера с непрерывной репликацией данных, при выходе из строя одного второй поддерживает полнофункциональную работу системы. Также на высоконагруженных серверах крайне рекомендуются блоки питания с горячей заменой. Следует учесть, что многие производители ПО требуют приобретения дополнительных лицензий для работы на кластере, что также увеличивает стоимость решения.

В качестве альтернативы аппаратным решениям могут прийти технологии виртуализации, обеспечивающие большую гибкость. Многие системы резервного копирования и восстановления (Acronis, Arcserve, Veem) имеют функцию преобразования резервной копии в виртуальную машину и использование ее в качестве холодного резерва (ждет отказа физического сервера и включается в работу автоматически). Тщательно отработав эту схему в лабораторной среде, мы можем получить относительно недорогое и высокоэффективное решение.

Вторым столпом гостиничной инфраструктуры является резервное копирование. При выборе и разработке Систем резервного копирования необходимо подсчитать объем данных, подлежащих резервному копированию, а также ознакомиться с нормативной документацией – во многих отелях, особенно сетевых, она тщательно разработана.

 

Рис. 2 Схема резервного копирования CA Arcserve Backup.

            На примере данной схемы мы видим миграцию данных с хостов (серверов и рабочих станций) на NAS-устройство и затем на ленточные накопители – система получается двухступенчатой D2T (Disk to Tape).

NAS-устройство представляет собой быстродействующий дисковый накопитель высокой емкости с возможностью горячей замены жестких дисков, поддержкой аппаратных уровней RAID и, как правило, с резерным болоком питания. NAS обладает низким произвольным временем доступа и позволяет оперативно обращаться к высокорелевантным резервным копиям. Его недостатком является высокая стомость хранения данных (в основном из-за энергопотребления) и сравнительно низкая емкость. По мере уменьшения релевантности резервных копий системный администратор может копировать их на ленточную бибилиотеку. Как правило, это устройства обладают очень высоким произвольным временем доступа и высокой стоимостью, но низким энергопотреблением и низкой стоимостью хранения данных. Объем наиболее продвинутых моделей может измеряться петабайтами. Надежность накопителей также очень высока, в частности, HP гарантирует 30 лет сохранности при условии соблюдения надлежащих условий хранения.

При выборе системы резервного копирования администратору стоит быть особенно предусмотрительным – желательно, чтобы разработчик присутствовал на рынке не менее 10 лет и пользовался хорошей репутацией среди IT-специалистов. Реселлер для нас столь же важен, как и вендор, так как он оказывает локальную техническую поддержку. Желательно, чтобы продукт был локализован и имел дружественный интерфейс – в случае аварийной ситуации IT-персонал должен действовать максимально слажено и эффективно, а не заниматься ловлей багов и глюков программного продукта. Как правило, большинство производителей СРК предоставляют свои продукты для длительного бесплатного тестирования, что позволяет администратору сделать осознанный выбор.

Третьим столпом качественной работы IT-инфраструктуры отеля является качественная техническая поддержка со стороны контрагентов и вендоров. Мне нередко приходилось сталкиваться с некомпетентностью и непунктуальностью франчайзи 1С – это ни для кого не секрет. Для mission-critical сервисов поддержка (как создание заявок, так и голосовая), должна работать в режиме 24/7/365, компания должна занимать устойчивую нишу на рынке и пользоваться хорошей репутацией.

Все мы помним, что точки опоры дожно быть как минимум три.

©2019 ГОСТИНИЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС HOTELCIO IT community in Hospitality