Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Особенности функционирования IT-инфраструктуры в гостиничном бизнесе

Автор: Грицай Дмитрий, Системный администратор Отель Савой

Основываясь на своём опыте работы в московском отеле, могу сказать, что многие IT-проектировщики пренебрегают отказоустойчивыми решениями еще на стадии проектировки. Обычно это мотивируется, как всегда, сокращением расходов, уменьшения совокупной стоимостью парка владения компьютерной техникой и сокращением рабочего персонала. В среднем схема IT-инфраструктуры отелят выглядит следующим образом:

Разумеется, эта схема весьма имеет весьма абстрактный характер.

Как правило, ядром системы являются серверы POS (Point Of Sales) и HMS (Hotel Management System) – первый программный продукт отвечает за работу ресторанной системы, второй – за гостиничные сервисы, например, номерной фонд и бронирование. Отдельный сервер отвечает за биллинговые системы, например, телефонию и системы платного телевидения и Интернета. Еще один сервер служит своего рода связующим звеном между POS/HMS и биллинговыми системами. Они могут быть реализованы как физически, так и в виде виртуальных машин. В целом вышеперечисленные серверы являются вычислительным ядром гостиницы и при выходе из строя могут привезти к остановке бизнес-процессов и значительным убыткам. Поэтому принципы избыточности, отказоустойчивости и надежности должны быть применены к ядру в полной мере.

При закупке серверов мы должны учитывать, что средний срок жизни (lifetime) компьютерного оборудования – 7 лет, после чего, оно, как правило снимается с поддержки и выпуск комплектующих для него прекращается. За это время программное обеспечение может обновится или поменяться десятки раз, в том числе могут возрасти системные требования.

Пример из практики – для гостиницы были закуплены несколько серверов HP DL120G6. На момент покупки это было одно из самых бюджетных решений, к тому же от известного производителя. Серверы работали под управлением Windows Server2008 и поддерживали максимум 16 Гб оперативной памяти. Ввиду высоких цен на накопители с интерфейсом SAS выбор был остановлен на обычных SATA жестких дисках, объединенных в RAID1, причем ОЗУ основного контроллера домена составляло всего 4Гбайт. Далее системным администратором было принято решение внедрить KasperskySecurityCenter 10 с функцией системного администрирования (системные требования этого продукта, заявленные производителем, очень сильно отличаются от реальных). Под KSC был выделен раздел объемом 100 Гбайт. Как показала практика, на разделе не осталось свободного места уже через 10 дней эксплуатации, а оперативной памяти категорически не хватало – для корректной работы системы необходимо 32 Гбайт ОЗУ и не менее 500 ГБ свободного дискового пространства. В результате при неправильном выборе серверной платформы расходы только увеличились, так как пришлось покупать новый сервер, а старый просто списать.

Так что системы начального уровня покупать настоятельно не рекомендуется. Необходимо обратить внимание на интерфейсы и по возможности избавляться от SCSI, RS-232 (com) и прочие стандарты, отживающие свой век. То же самое касается операционных систем – при покупке лицензий обязательно обращайте внимание на сроки стандартной и расширенной поддержки. Если они подходят к концу, следует обратить внимание на более новые версии.

В случае с сервисами mission-critical крайне целесообразным представляется их кластеризация. Решение — это дорогостояще, поэтому желательно сравнить размер убытков от простоя системы с расходами на аппаратное обеспечение. Физически отказоустойчивый кластер представляет собой минимум два физических сервера с непрерывной репликацией данных, при выходе из строя одного второй поддерживает полнофункциональную работу системы. Также на высоконагруженных серверах крайне рекомендуются блоки питания с горячей заменой. Следует учесть, что многие производители ПО требуют приобретения дополнительных лицензий для работы на кластере, что также увеличивает стоимость решения.

В качестве альтернативы аппаратным решениям могут прийти технологии виртуализации, обеспечивающие большую гибкость. Многие системы резервного копирования и восстановления (Acronis, Arcserve, Veem) имеют функцию преобразования резервной копии в виртуальную машину и использование ее в качестве холодного резерва (ждет отказа физического сервера и включается в работу автоматически). Тщательно отработав эту схему в лабораторной среде, мы можем получить относительно недорогое и высокоэффективное решение.

Вторым столпом гостиничной инфраструктуры является резервное копирование. При выборе и разработке Систем резервного копирования необходимо подсчитать объем данных, подлежащих резервному копированию, а также ознакомиться с нормативной документацией – во многих отелях, особенно сетевых, она тщательно разработана.

 

Рис. 2 Схема резервного копирования CA Arcserve Backup.

            На примере данной схемы мы видим миграцию данных с хостов (серверов и рабочих станций) на NAS-устройство и затем на ленточные накопители – система получается двухступенчатой D2T (Disk to Tape).

NAS-устройство представляет собой быстродействующий дисковый накопитель высокой емкости с возможностью горячей замены жестких дисков, поддержкой аппаратных уровней RAID и, как правило, с резерным болоком питания. NAS обладает низким произвольным временем доступа и позволяет оперативно обращаться к высокорелевантным резервным копиям. Его недостатком является высокая стомость хранения данных (в основном из-за энергопотребления) и сравнительно низкая емкость. По мере уменьшения релевантности резервных копий системный администратор может копировать их на ленточную бибилиотеку. Как правило, это устройства обладают очень высоким произвольным временем доступа и высокой стоимостью, но низким энергопотреблением и низкой стоимостью хранения данных. Объем наиболее продвинутых моделей может измеряться петабайтами. Надежность накопителей также очень высока, в частности, HP гарантирует 30 лет сохранности при условии соблюдения надлежащих условий хранения.

При выборе системы резервного копирования администратору стоит быть особенно предусмотрительным – желательно, чтобы разработчик присутствовал на рынке не менее 10 лет и пользовался хорошей репутацией среди IT-специалистов. Реселлер для нас столь же важен, как и вендор, так как он оказывает локальную техническую поддержку. Желательно, чтобы продукт был локализован и имел дружественный интерфейс – в случае аварийной ситуации IT-персонал должен действовать максимально слажено и эффективно, а не заниматься ловлей багов и глюков программного продукта. Как правило, большинство производителей СРК предоставляют свои продукты для длительного бесплатного тестирования, что позволяет администратору сделать осознанный выбор.

Третьим столпом качественной работы IT-инфраструктуры отеля является качественная техническая поддержка со стороны контрагентов и вендоров. Мне нередко приходилось сталкиваться с некомпетентностью и непунктуальностью франчайзи 1С – это ни для кого не секрет. Для mission-critical сервисов поддержка (как создание заявок, так и голосовая), должна работать в режиме 24/7/365, компания должна занимать устойчивую нишу на рынке и пользоваться хорошей репутацией.

Все мы помним, что точки опоры дожно быть как минимум три.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

СКС и с чем её «едят» в отеле. Часть 1. Общие вопросы СКС и пассивное оборудование СКС

Автор: Василевский Сергей, ИТ Директор Barvikha Hotel & SPA

СКС состоит из двух частей: активное оборудование (коммутаторы, хабы, свитчи, роутеры), как правило, оно требует электропитания 220 вольт, и пассивное оборудование (это все остальные детали СКС, не требуют электропитания). 

Активное оборудование и его свойства мы рассмотрим в других частях данной статьи. Здесь мы рассмотрим пассивное оборудование. В него входят: провода медные и оптические, розетки, патчпанели, коммутационные шкафы.

Розетки бывают различными: внешние и внутренние, скрытые и встроенные, Rj11и RJ45. Медные провода на данный момент используются 3, 5 и 6 категорий. Оптические  провода  бывают одномодовые и многомодовые. Многообразие коммутационных шкафов настолько велико, что не подлежит рассмотрению. Единственное что надо заметить, место в шкафу считается по количеству U (1U «юнит» равен 44,45 мм), и максимальная стандартная высота 48U.

Тогда зачем данная часть статьи?

Для того чтобы вы могли все это выбрать, оценить и установить. Все начинается с выбора систем, которые вы подключаете.

Выбор кабеля

Практически все системы работают по IP сети, и оборудование требуется подключить к ней. Для этого используются кабели 5 и 6 категорий. Отсюда следует, что кабели 3 категории уже не удовлетворяют нашим запросам, так как ограничивают нас по скорости и возможности применения. Но вопрос делать сеть 5 или 6 категории сразу встает перед нами. Выбор однозначен: сеть 6 категории (там используется 9 «земляной» провод) не требуется для современных систем. Скорости 100 и 1000 Мбит/с прекрасно поддерживаются кабельной сетью 5 категории. Применение сети 6 категории возможно локально, где необходимо установить специфическое оборудование, требующее данного подключения. Возможно, у вас не будет такого оборудования! Значит, выбираем медный кабель 5 категории.

Выбор розеток

И это самый трудный вопрос, потому что вам придется заставить архитектора воспользоваться не очень большим выбором розеток и модулей RJ45. Как и куда архитектор установит или спрячет розетки, он должен придумать сам, но он должен полностью выполнить стандарт RJ45.

Выбор коммутационного шкафа

Для выбора шкафа необходимо знать: количество розеток, расстояния от розетки до помещения установки шкафа (не более 92 метров, 3 метра патчкорд для работы в шкафу и 5 метров патчкорд от розетки к оборудованию, общая длина соединения по стандарту не должна превышать 100 метров), количество оборудования, которое вы будете устанавливать.

Для примера можно взять 4-этажное здание 90 на 90 метров.  В данном случае минимальное количество коммутационных центров (КЦ) будет 8 (по 2 на каждом этаже в противоположенных углах). Если же вам не выделили столько площади, идите к руководству и скажите, что не гарантируете работу ИТ систем.

Коммутационный шкаф рассчитывается по количеству приходящих кабелей от розеток (24 контакта на каждой патчпанеле в 1U), количеству оптических патчпанелей, количеству коммутаторов и ещё нужен блок бесперебойного питания 220 вольт, который защитит ваши устройства от проблем электропитания. В одном КЦ может быть несколько шкафов!

Выбор оптических кабелей

Оптические кабели могут быть одномодовые и многомодовые, их выбор зависит от длины между КЦ и ГКЦ (главным КЦ) (не более 550 метров для многомодового кабеля) и вашего бюджета (установить промежуточный коммутатор на многомоде иногда намного дешевле использования одномодового кабеля).

Все рассмотренные выше вопросы вы можете теперь скомпоновать во фразу: мне требуется оптико-медная физическая сеть 5 категории (если точно 5Е) единого стандарта (выбор между стандартами 568А и 568В полностью за вами, главное, чтобы он полностью соблюдался по всей вашей сети). Все работы, начиная с проекта и заканчивая тестированием, должны проводиться под вашим контролем.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

ИТ менеджер сегодня: стереотипы и реалии

Автор: Кокурин Алексей, Руководитель ИТ проектов IFK Hotel Management

Информационные технологии развиваются с каждым годом. Особенно это ощутимо в индустрии гостеприимства, где идет борьба за качество сервиса, за оптимизацию затрат, за автоматизацию процессов.

С конца 20 века началась всеобщая компьютеризация бизнеса, в том числе и в гостиничной индустрии. Потребности в ИТ службе на тот момент заключались нисколько в поддержании работоспособности компьютеров, сколько в помощи решения операционных задач, таких как работа с таблицами, текстовыми редакторами.

На текущий момент данные стереотипы существенно осели в понимании потребителей информационных систем в то время, когда бизнес требует активного участия ИТ менеджеров в процессе автоматизации, оптимизации и реинжиниринга бизнес процессов.

Кто же такой ИТ менеджер отеля сегодня?
Сегодня ИТ менеджер выполняет функции не только сотрудника по управлению ИТ инфраструктурой гостиницы, но и в качестве единственного центра компетенций в области информационных технологий и автоматизации бизнеса.

Информационные технологии и бизнес процессы в современном отеле являются единым механизмом, один без другого существовать не может. Вот только часть примеров тесной интеграции ИТ и бизнеса:

1. Управление гостями (check-in, check-out, лояльность и прочее);
2. Автоматизация процесса бронирования – минимизирует риски ручного бронирования, ускоряет процесс бронирования гостем номера, а также групповых бронирований, которые занимают огромную нишу в современном мире;
3. Система телефонной связи – обеспечивает коммуникацию между работниками отеля, а также с клиентами гостиницы;
4. Системы интерактивного телевидения – гостевой сервис, который уже является неотъемлемой частью отеля, не только увеличивает лояльность гостей, но и способствует повышению доходности отеля;

Для того чтобы информационные системы работали с минимальным риском сбоя необходимо проводить работы по обслуживанию. Это отнюдь не раз в год или в полгода, это необходимо делать на регулярной основе. Именно на эти операции у ИТ менеджеров гостиницы уходит большинство времени.

Почему стоит ломать стереотипы в отношении ИТ?

Ответ прост: спрос формирует предложение.

Если Вы ждете от ИТ менеджера выполнения только функций поддержки пользователей, то в Вашем бизнесе будут всегда присутствовать: устаревшие решения и отсутствие оптимальности бизнес процессов.
Чтобы бизнес был всегда актуален – необходимо внедрять новые решения и технологии, обновлять парк морально устаревших информационных систем.

©2018 ГОСТИНИЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС HOTELCIO